Понедельник, 20.11.2017, 07:01
| RSS

МЕДИТАТИВНАЯ БИБЛИЯ

Медитативная библия

69. Стань выше рабства и свободы


Поскольку, воистину, рабство и свобода  являются понятиями относительными, то эти слова только для  тех, кто ужасаетсяэтой вселенной.Эта вселенная есть отражение умов. Как видишь ты. много солнц в воде, порождаемых  одним солнцем, так относись и к рабству и освобождению.

Это очень глубокая техника, одна из глубочайших; очень  немногие умы пробовали практиковать ее. Дзэн построен на базе  этой техники. Эта сутра говорит об очень трудных вещах - трудных для понимания, а не для применения. Но прежде всего  требуется понимание.     

Эта сутра утверждает, что мир и нирвана не являются двумя различными сущностями, они есть одно; что рай и ад не являются двумя различными сущностями, они есть одно; и что рабство и освобождение не являются двумя различными поня­тиями, они есть одно. Это трудно понять, потому что мы легко воспринимаем только то, что описывается в терминах полярных противоположностей.   

 Мы  утверждаем, что этот мир является рабством, так как же избавиться от этого мира и стать освобожденным? Тогда освобождение является чем-то противоположным, чем-то, что не является рабством. Но сутра утверждает, что оба есть одно и то же - освобождение и рабство, - и пока вы не освободитесь от того и другого, вы не освободитесь. Рабство связывает, но и свобода связывает. Рабство является неволей, и освобождение также является неволей.   

 Постарайтесь понять это. Посмотрите на человека, который пытается выбраться из рабства. Что он делает? Он оставляет свой дом, он оставляет свою семью, он оставляет свое богатство, он оставляет все мирское, он оставляет общество только для того, чтобы выбраться из рабства, из оков мира. Тогда он создает для себя новые оковы. Эти оковы являются негативными, противо­положными  прежним.    

Я видел одного праведника, который не мог прикасаться к деньгам. Его уважают — его и должны уважать те, кто сходит с ума по деньгам. Он переместился на другой полюс. Если вы вложите в его руки деньги, то он выбросит их, как если бы это был яд или скорпион. Он выбросит их, он будет в панике. По его телу пробежит неуловимая дрожь.    

Что происходит? Он сражается с деньгами. Он, вероятно, был очень жадным человеком - слишком жадным. Только в этом случае можно было прийти к этой крайности. Он, по-видимому, был слишком  одержим деньгами. Он все еще является одержи­мым, но теперь в противоположном направлении. Одержимость, однако, все еще имеет место.    

Я  видел одного санньясина, который не мог смотреть на женское лицо. Он боялся. Он всегда смотрел вниз, он никогда не смотрел вверх, когда рядом были женщины. В чем проблема в этом случае? Он, вероятно, был очень сексуальным, он был одержим сексом. Он и сейчас является одержимым, но тогда он бегал за женщинами, а теперь бегает от них. Но он все еще одержим женщинами.  Бегает ли он за женщинами или от них - одержимость остается.

Он думает, что теперь он освободился от женщин, но это всего лишь новое рабство. Вы не можете стать освобожденным  в результате каких-либо действий. То, против чего вы выступаете, скует вас узами негативным образом; вы не сможете убежать от них. Если кто-то против мира и за освобож­дение, то он не сможет освободиться; он останется в миру. Позиция против также является рабством.     Эта сутра является очень глубокой. Она говорит: Посколь­ку, воистину, рабство и свобода являются понятиями относи­тельными... Они не противоположны, они относительны. Что такое свобода? Вы скажете: «Отсутствие рабства». А что такое рабство? Вы скажете: «Отсутствие свободы». Вы можете опреде­лить их друг через друга. Они просто как горячее и холодное, они не противоположны.  Что является горячим  и что является холодным?  Это просто степени одного и того же явления — различные значения температуры, - но явление одно и то же, эти понятия относительны. Если имеется ведро с холодной водой и ведро с горячей водой и вы окунете в них обе руки - одну руку в горячее, другую в холодное, — то  что вы почувствуете? Различие в градусах.   

 А  если вы сначала охладите обе ваши руки во льду, а затем окунете в ведра с горячей и холодной водой, то что случится? Теперь вы снова почувствуете разницу. Ваша охлажденная рука ощутит  теперь в горячей воде больше тепла, чем ощущала раньше. А  если ваша вторая рука тоже охлаждена, если она сделана более холодной, чем холодная вода, то теперь эта холодная вода покажется горячей; вы не будете воспринимать ее как холодную.  Все это относительно. Есть разница только в степени нагрева, но все явление является одним и тем же.    

Тантра утверждает, что рабство и свобода, сансара и мокша, не являются двумя различными понятиями - это относительные понятия, это одно и то же. Поэтому тантра является уникальной. Тантра утверждает, что вы должны быть освобождены не только от рабства; вы должны быть освобождены также и от мокши.

Пока вы не будете свободными от того и другого, вы не будете свободными.    

Поэтому запомните первое: не пытайтесь выступать против чего-либо, потому что вы будете перемещаться к чему-то, что является тем же самым. Оно выглядит противоположным, но это не так. Не убегайте от секса к брахмачарье. Если вы пытаетесь уйти от секса к брахмачарье, то ваша брахмачарья будет не чем иным,  как сексуальностью. Не убегайте от алчности к не­алчности, потому что эта не-алчность снова будет завуалирован­ной алчностью. Вот почему, если традиция учит быть неалчным, то она выдвигает для этого какие-нибудь соображения выгоды.    

Я видел праведника, который говорил своим последовате­лям: «Если вы оставите алчность, то вы много получите в ином мире. Если вы отбросите алчность, то вы много приобретете в другом мире!» Это может воздействовать на алчных, на алчных по отношению к другому миру. Их можно уговорить, они готовы будут оставить многое, чтобы приобрести. Но соображения приобретения остаются; в противном случае как может алчный человек идти к не-алчности? Нужны какие-то мотивы, которые полностью удовлетворят его алчность.    

Так  что не создавайте противоположных  полюсов. Все противоположное относительно; оно является различными сте­пенями одного и того же явления. Если вы осознаете это, то вы скажете, что оба полюса являются одним и тем же. Если вы сможете почувствовать то, что оба полюса являются одним и тем же, то если это чувство углубится, то вы будете освобождены и от того и от другого. Тогда вы не будете ни за сансару, ни за мокшу.  Тогда, в действительности, вы ничего не просите; вы перестаете просить, вам ничего не надо. Это прекращение и есть освобождение. При ощущении, что все является одним и тем же, будущее будет отброшено. Куда вам теперь двигаться? Секс и брахмачарья  есть одно и то же, так куда теперь человеку двигаться? И если алчность и не-алчность есть одно и то же и насилие и ненасилие есть одно и то же, то куда теперь двигаться?    

Двигаться некуда. Тогда движение прекращается; никако­го будущего нет. Вы не можете ничего желать, потому что все желания  будут об одном и том же; различия будут всего лишь .различными степенями  одного и того же. Что  вы можете пожелать? Иногда, когда люди приходят ко мне, я спрашиваю их: «Чего вы, на самом деле, желаете?» Их желания зависят от того, чем они сами являются. Если они алчные, они желают не­алчности; если они сексуальны, если они одержимы сексом, то они желают брахмачарью, хотят превзойти секс, потому что в своем сексе они испытывают страдания.    

 Но это желание брахмачарьи коренится в их сексуальнос­ти. Они спрашивают: «Как выбраться из этого мира?» Мир давит на них, они очень обременены этим миром, и они же и цепляются за него, - потому что мир не может быть бременем, если вы только за него не цепляетесь. Бремя есть в их головах - и не потому, что бремя существует, но из-за них, из-за того, что они носят его в голове. Их головы несут в себе весь мир; тогда они становятся обремененными. И при подобном переживании стра­дания возникает новое желание чего-то противоположного, они начинают страстно желать противоположного.     

Они бегали за деньгами, так что теперь они бегают за медитацией. Они бегали за чем-то в этом мире; теперь они бегают за чем-то в том мире. Но беганье осталось, это беганье и является проблемой. Объект  не имеет значения. Проблемой является желание. Имеет значение то, что вы желаете. Вы желаете, и в этом проблема, а вы продолжаете менять объекты. Сегодня вы желаете  А, а завтра вы желаете В, и вы  думаете, что вы изменяетесь. Тогда послезавтра вы пожелаете С и подумаете, что вы  трансформированы. Но  вы. являетесь тем же самым. Вы желали  А, вы желали В, вы желали С, но эти А, В, С - это не вы. Вы  - это ваши желания, а это остается неизменным. Вы желаете рабства, затем вы разочаровываетесь, вам это наскучи­ло; тогда вы желаете освобождения. Вы желаете, и это желание является рабством.    

 Итак, вы не можете желать освобождения. Желание явля­ется рабством, так что вы не можете желать освобождения. Когда желание исчезает, имеет место освобождение. Вот почему эта сутра говорит: воистину, рабство и свобода являются поня­тиями  относительными.  Так что не становитесь одержимыми противоположностями.

Эти слова толькодля тех, кто ужасается этой вселенной. Эти слова о рабстве и свободе предназначены только для тех, кто ужасается этой вселенной.    

Эта  вселенная есть отражение умов. Все, что бы вы ни видели во вселенной, является отражением. Если это выглядит как рабство, то это значит, что это ваше отражение. Если это выглядит как свобода, то это тоже ваше отражение.   

Как  видишь ты много солнц в воде, порождаемых одним солнцем, так относись и к рабству и освобождению. Встает солнце, и имеется много прудов - грязных и чистых, больших и маленьких, прекрасных  и безобразных, - и одно солнце отражается во многих  прудах. Тот, кто все время считает отражения, будет думать, что имеется очень много солнц. Тот, кто смотрит не на отражения, а на реальность, будет видеть одно солнце. Тот мир, на который вы смотрите, отражает вас. Если вы сексуальны, мир будет казаться сексуальным. Если вы вор, то вам будет казаться, что весь мир имеет ту же самую профессию.     Однажды  Мулла Насреддин с женой ловили рыбу в запре­щенном месте; здесь можно было ловить рыбу только по лицен­зии. Вдруг появился полицейский, и жена Муллы сказала ему: «Мулла, у тебя есть лицензия, поэтому убегай. А тем временем исчезну и я».   

 И  Мулла  начал бежать. Он бежал, бежал и бежал,  а полицейский следовал за ним. Мулла бежал до тех пор, пока не почувствовал, что его сердце сейчас разорвется. Но к этому времени и полицейский догнал его. Полицейский также тяжело дышал. Он спросил: «Где твоя лицензия?» Мулла показал свои документы. Полицейский   просмотрел их, они оказались в порядке. Поэтому он спросил: «Почему ты бежал, Насреддин? Почему ты убегал?»     Насреддин  ответил: «Я был у врача, и он сказал мне пробегать после каждой еды по четверти мили».   

 Полицейский  спросил: «0'кей, но ты видел, что я бегу за тобой, догоняю, кричу, так почему же ты не остановился?»   

 Насреддин ответил: «Я подумал, что ты, возможно, был у того же врача».    

Это логично; так все и происходит. Все, что вы видите вокруг вас, является в большей степени отражением вас, а не какой-то реальной вещи. Вы видите себя отраженным во всем. В тот момент, когда вы меняетесь, меняется и отражение. В тот момент, когда вы становитесь безмолвным, весь мир становится безмолвным. Мир не является рабством; рабство является отра­жением. И  мир не является свободой; свобода тоже является отражением.    

Будда считает, что весь мир является нирваной. Кришна считает, что весь мир пребывает в экстазе, в блаженстве; не существует никаких страданий. Но тантра утверждает, что все, что вы  видите, является отражением до тех пор, пока все видимое не исчезнет и не видно будет только зеркало, ничего не отражающее. Это истина.    

Если что-то видно, то это только отражение. Истина одна; многое может быть только отражением. Если вы поймете это — не теоретически, а экзистенционально, через личное пережива­ние, - то вы будете освобождены, освобождены и от рабства, и от свободы.    

Когда  Наропа стал просветленным, его кто-то спросил: «Достиг ли ты теперь освобождения?»     Наропа сказал: «И дай нет. Да, я не в рабстве, и нет, потому что это освобождение также было отражением рабства. Я думал о нем из-за рабства».    

Взгляните на это таким образом: вы больны, поэтому вы страстно желаете здоровья. Это страстное желание здоровья является частью вашей болезни. Если вы действительно здоро­вы, то вы не желаете здоровья. Как вы можете желать этого? Если вы здоровы, то куда девается ваше желание? Какая в нем необходимость? Когда вы действительно здоровы, вы никогда не чувствуете, что вы здоровы. Только больные, недомогающие люди  ощущают здоровье.

Какая в этом необходимость? Как вы можете  почувствовать, что вы здоровы? Если вы  родились здоровым и никогда не болели, то сможете ли вы почувствовать свое здоровье? Здоровье есть, но его невозможно почувствовать. Его можно  почувствовать только по контрасту, только через  противоположность. Все ощущается только через свою противо­положность. Вы  можете  чувствовать здоровье только в том случае, если вы больны - и если вы чувствуете себя здоровым, то помните, что вы еще больны.    

Поэтому Наропа  ответил: «И да и нет». «Да», потому что теперь нет никакого рабства, но вместе с рабством исчезла также и свобода; поэтому и «нет». Свобода была частью рабства. Теперь я превзошел и то и другое - я ни в рабстве, ни на свободе.    

Не превращайте  религию в поиск, в желание. Не превра­щайте мокшу,  освобождение, нирвану в объект желания. Это случится, когда не будет никаких желаний.
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Прогоны сайтов по профилям
    drug6307 © 2006-2017
    Бесплатный хостинг uCoz